СЛОБОДА ШЕЛЯКИНА

Слобода Шелякина (совр. название — с. Советское) находится в Бирюченском уезде, Воронежской губернии, разстоянием от Воронежа в 170, а от своего уезднаго города, Бирюча, в 60 верстах. Границами Шелякиной служат следующия слободы: на востоке Караяшник и Нов. Караяшник (14 в.), на юго востоке Марьевка (8 верст), на юге Харьковская (10 верст), на юго-западе Ладомировка (6 верст), на западе Варваровка (10 верст) и на севере Луценкова (15 верст).

Слобода Шелякина находится под 50,6 град. северной широты и под 56,8 град. восточной долготы и расположена верстах в 13 южнее той линии, которую г. Майнов называет «засечно-сторожевою» (Древ. И Нов. Рос. 1875 г. т. 2-й), и которою с востока на запад изрезан почти весь Бирюченский уезд. Множество курганов или, как их называют малороссы, «могил» свидетельствуют о воинственной истории слободы Шелякиной. Русские ли или инородцы погребены в этих курганах решить, конечно, трудно, но с достоверностию можно сказать, что здесь происходили частыя кровавыя схватки, вызванныя набегами Татар-крымцев на южныя окраины древней России, памятником которых и остались высокия могилы, большею частию находящияся на южной стороне Шелякиной. Почти в центре Шелякиной находятся четыре кургана вместе; курганы эти до настоящаго времени сохранились настолько, что довольно ясно говорят о бывшем здесь укреплении, защищавшем свободный проход к главному укреплению – валу, который находится верстах в 13 севернее Шелякиной. Местность, на которой расположена Шелякина и слободы, лежащия южнее ея, не представляя собою природных возвышений и других преград, была очень удобным местом для свободнаго вторжения крымцев в пределы южной России. Естественно таким образом являлась необходимость в укреплениях искусственных, которыя устраивались, конечно, на местах, более или менее соответствующих своему предназначению. Место, где находятся четыре кургана вместе, как стратегический пункт, имело много выгодных условий, – река, протекающая южнее этого места, до некоторой степени задерживала безпрепятственное вторжение крымцев, а большой лес, покрывавший берега реки, давал русским возможность незаметно делать засады и препятствовать свободной переправе чрез реку, что было необходимо в виду сформирования более крупных сил.

<…>

При составлении описания слоб. Шелякиной автор не имел письм. документов, а потому б. ч. Ограничивается одними народными преданиями. Безспорно, что своим существованием она обязана Шереметьевым, на земле которых и находится. Начало заселения ея относится к началу XVIII века. По народ. преданиям первые обитатели Шелякиной были пастухи и надсмотрщики над стадами Шереметьевых, которые перегнали сюда свои стада с северных своих имений. Вначале сюда были присланы три брата Якимкиных-Мокроусовых. Вероятнее, что фамилия их была просто Мокроусовы, а Якимкиными названы по имени одного их старшаго брата. Говорят, что братья Мокроусовы жили недалеко от впадения реки Шелякиной в реку Калитву, на том месте, где в настоящее время выстроены общественные хлебные магазины. От реки Шелякиной и самая слобода получила свое название. Почему же река получила название Шелякиной – неизвестно. В настоящее время река Шелякина представляет собою небольшой, пересыхающий в жаркое лето, ручей. <…>

История церкви

Из клиров. ведомостей видно, что церковь в Шелякиной существует с 1778 года. Первоначальная деревянная, крытая железом и обнесенная деревянною оградою церковь устроена была в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. К 1815 году церковь эта на столько была ветха, что явилась надобность в устройстве новой церкви. В формулярных ведомостях за 1813 год говорится, что «церковь во имя св. ап. Петра и Павла, выстроенная в 1778 году, в главах повреждена». В 1815 году с разрешения Епархиальнаго Начальства началась постройка новой каменной церкви в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы и св. апостолов Петра и Павла. В 1820 году церковь эта была окончена и главный Благовещенский престол был освящен; церковь эта существует и до настоящаго времени. В 1826 году, по просьбе жителей Шелякиной, была выдана просител. книга на устройство придела в честь св. ап. Петра и Павла и на постройку при церкви ограды из прежняго деревяннаго храма. Сбор с этою книгою производили до 1830 г. избранные прихожанами крестьяне Ив. Павленко и Мих. Кравченков. В 1830 г. строителем Вал. монастыря иеромонахом Иоанникием по этой книге сделан счет, и оказалось собранными всего 886 р. 25 к. Между тем пока делался сбор, старая церковь в 1827 г., была разобрана и употреблена на устройство деревянной ограды вокруг вновь устроенной церкви; ограда же бывшая вокруг первой церкви еще в 1822 году была разобрана и, как значится в формулярной ведомости того же года, «употребляется на уголь для церкви». В 1830 году жители снова обратились к Преосвященному Антонию с просьбой, в которой между прочим излагали, «что в церкви от дождя и зноя штукатурка вся опала и главы почернели и сильно повреждены ветром», почему и просили им выдать книгу для сбора пожертвований. На эту просьбу Воронежская Консистория выдала книгу за № 707, предписывая делать сборы только в пределах Воронежской епархии. <…> На эти деньги церковь была ремонтирована снаружи; в 1860 году церковь как внутри, так и снаружи была росписана, за что было уплачено 2000 рублей. <…>

Наружныя части церкви

Каменная одно этажная церковь построена крестом неравноконечным с одим алтарным полукружием. В длину церковь имеет 49 аршин, а в ширину 27 аршин. Стены храма, сохранившияся в первоначальном виде, выстроены из кирпича с такими же карнизами и четыреугольными углублениями. Первоначально вся церковь была покрыта железом окрашенным зеленою краскою. В настоящее время главный храм и алтарное полукружие покрыты белым листовым железом, а придельный – железом окрашенным зеленою краскою. На храме и алтарном полукружии по одной главе с железными золочеными крестами с сиянием. <…> На наружных стенах храма находятся следующия изображения: Тихон Амафунтский, ап. Петр и Павел, Иоанн Постник, Иоанн Воин, свящ. муч. Власий, св. Кирилл и Мефодий, явление Аврааму под дубом Мамврийским, вечеря у Симона прокаженнаго, п. Онуфрий Великий, п. Петр, беседа с Самарянкою, явление ангела Захарии, Даниил во рве львином, преподобные Антоний и Феодосий, наказание пр. Елисеем детей, поражение ангелом диакона Евагрия у одра пресвитера Тита, Тихон Задонский и Митрофан Воронежский; над северными дверями изображение Божией Матери, над южными – ангела держащаго нерукотворенный образ.

Колокольня. Колокольня построена в 1820 году, т. е. в одно время с церковью, с которою и соединена. Покрыта колокольня белым листовым железом; на ней железный золоченый четвероконечный крест. На колокольне повешены 6 колоколов; 1-й весит 52 п. 18 ф., 2-й – 15 фунтов; колокола эти поступили из первой церкви. В 1859 году на собранную от доброхотных дателей сумму (4000 р.) приобретены колокола: 1-й в 195 пуд. 22 ф., 2-й в 4 п. 13 фун., 3-й в 1 п. 32 ф. и колокол без обозначения веса. На большом (192 п. 22 ф.) колоколе в верху сделана следующая надпись: «благовести земле радость велию. Хвалите небеса Божию славу;» несколько ниже: «В слободу Шелякину в Благовещенскую церкву усердием иереем Тихоном Прозоровским и попечителем Иваном Бережновым и церковным старостою Иваном Цымбаловым старателями Николаем Парасютою и Никитою Шаламеенкою и доброхотными;» еще ниже: «дателями 1858 года Апреля 29-го дня. Лит сей колокол в городе Воронеж в заводе почетных граждан братьев Самофаловых. Мастер Воронежский купец Василий Маркин». Дверь в колокольне деревянная, створчатая, выкрашенная зеленою краскою. Над дверью изображено Благовещение Пресвятыя Богородицы, выше котораго изображение Триипостаснаго Божества.

Ограда. Ограда вокруг церкви каменная из кирпича сплошной кладки, выстроена в 1846 году; ограда покрыта тесом окрашенным зеленою краскою. С западной стороны находятся глав. ворота из дерева окрашеннаго красною краскою и две таких же калитки; в северной и южной стороне пролеты для таковых же калиток. В ограде насажен сад. В юго-западной стороне к ограде примыкает каменная церковная сторожка, имеющая сени, чулан и две жилых комнаты.

Внутренния части церкви

Расположение церкви. Внутри церковь устроена крестообразно; алтарь отделяется от храма иконостасом с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей. В западной стороне устроен придельный храм в честь ап. Петра и Павла; в приделе посредине поставлены шесть каменных, гладких, квадратных столбов (в 1ар. 7 вер.). Придел отделяется от главнаго храма глухою каменною с пролетом стеною. Как в главном храме, так и в приделе пол вымощен сосновыми досками.

Алтарь. Алтарь имеет в длину 10 арш. 2 верш., в ширину 9 аршин; в нем три окна; помост алтаря на четверть возвышается от помоста храма. В алтаре св. престол из липоваго дерева, имеет 1 ар. 6 ½ вершк. длины, 1 ½ ар. ширины и 1 ар. 6 ½ верш. высоты. Над престолом алтаря устроена квадратная деревянная с золочеными карнизами сень, на которой изображены Бог Отец и Дух Святой. В северной стороне алтаря устроен деревянный с золочеными карнизами окрашенный красною краскою жертвенник, внутри котораго изображена тайная вечеря. В куполе по штукатурке изображена св. Троица, окруженная ангелами; по стенам алтаря по штукатурке изображены: за престолом Вознесение и Воскресение И. Христа, с правой стороны св. Василий Великий и Митрофан Воронежский, с левой – Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

Иконостас. Иконостас деревянный, столярной работы, окрашен белою краскою с вызолоченною резьбою и карнизами; при нем 4 колонны и резныя золоченыя капители. Царския врата столярной работы вызолочены; на них изображены: в средине в резном сиянии моление о чаше, в низу на двух досках четыре евангелиста, а в верху в виде голубя Святой Дух. На правой стороне иконостаса в золоченых рамах находятся следующия иконы: Спасителя в латунной посеребренной ризе, Благовещения Пресвятыя Богородицы, св. Митрофана Воронежскаго, Покрова Пресвятыя Богородицы, трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Димитрия Ростовскаго, Вознесения Иис. Христа и апостолов Петра и Павла; на левой стороне: Матери Божией в латунной посеребренной ризе, Сретения Господня, святителя Николая, Успения Божией Матери, Святителей Москов. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Иоанна Предтечи, Сошествия Святаго Духа на апостолов и великомученика Димитрия.

Примечание. Лики Спасителя, Божией Матери, Благовещения и Николая Угодника украшены серебряными венцами, которые пожертвованы «вдовствующею попадьею Москвиною».

Выше карниза над царскими вратами в полукружии изображена тайная вечеря, около которой в семи малых кружках изображены страсти Христовы, по правую и левую сторону тайной вечери в кругах изображены: явление Спасителя Марии Магдалине и осязание Фомою ран Иисуса Христа; над полукружием изображено Воскресение Иис. Христа, а выше его резное изображение седящаго на престоле Спасителя, окруженнаго золоченым сиянием. Выше местнаго пояса в шестиугольниках и десяти малых кружках изображены: видение Иисуса Навина, видение Захарии, живоносный источник, взятие на небо Божией Матери, горящий светильник, Христово Рождество, Крещение, Преображение и вход во Иерусалим Христа Спасителя, рождество и введение во храм Пресвятыя Богородицы, изведение из темницы ангелом ап. Петра, св. Димитрий Ростовский, проповедь Иоанна Предтечи и страдание великомуч. Димитрия; выше карниза в полукружиях изображены Бог Отец со Святым Духом и Бог Сын. Сверх того на всем иконостасе находятся резные золоченые символические знаки из ветхаго и новаго заветов. <…>

Придельный храм

Придельный храм устроен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла; престол в нем освящен в 1829 году.

Алтарь. От храма алтарь отделяется иконостасом; длина алтаря равна 6 арш. 11 вершкам, ширина – 7 ½ арш.; в южной стороне алтаря устроено окно. Престол из липоваго дерева длиною 1 арш. 7 ½ вершков, шириною 1 арш. 4 верш., высотою 1 арш. 6 верш. В северном угле устроен деревянный, с золочеными карнизами, окрашенный синею краскою, жертвенник, внутри котораго изображен Спаситель благословляющий хлеб и вино; на створах с внутренней стороны изображены: св. Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. В куполе алтаря по штукатурке изображен Дух Святой в виде голубя, за престолом на стене изображен Спаситель сидящий на престоле. В западной стороне алтаря находится каменный четыреугольный столб с углублением сверху для возжигания углей.

Иконостас. Иконостас деревянный с золоченою резьбою, окрашен белою краскою, а местами под дикий мрамор; при нем четыре белых колонны. Царския врата резныя из дерева, местами золоченыя, в средине изображен молящийся Спаситель, по углам четыре евангелиста, в верху на царских вратах в золоченном сиянии резная из дерева чаша. В местном поясе иконостаса находятся следующия иконы: Спасителя, Божией Матери в латунных серебрянных ризах с серебряными венцами, пожертвованными «вдовствующею попадею Москвиною», ап. Петра и Павла, свят. Николая, ап. Петра утопающаго в море, 12 апостолов, ап. Петра выводимаго ангелом из темницы; над царскими вратами в треугольнике изображение Святой Троицы, выше местнаго пояса в двух кружках видения Иисуса Навина и Захарии, над иконою 12 апостолов в полукружии изображено вручение Спасителем ключей ап. Петру и Павлу. Вокруг всего иконостаса поставлена железная, окрашенная голубою краскою, решетка; солеи нет. <…>

Причт. В клировой ведомости за 1811 год говорится: «причта при церкви положено по штату издавна три священника, два диакона, два дьячка и два пономаря». Всего вероятнее, что множество хуторов, приписанных к сл. Шелякиной, было причиною, почему вскоре после освящения первой церкви в Шелякиной было положено три штата. В 1835 г. 26 Июня штат один был закрыт, но в следующем году снова открыт. Ко времени преобразования штатов причт значительно сократился выбытием низших клириков. По росписанию штатов 1873 г. в Шелякиной положено быть трем священникам и трем псаломщикам. В 1883 году вследствие выселения из Шелякиной на вольн. земли уменьшилось почти на 1000 душ; местное духовенство просило епарх. начальство о сокращении одного штата. На прошении последовала резолюция Его Преосвященства: «предложить жителям выделить еще две пропорции земли».

Из прежних священников слободы сохранились имена следующих:

  • Игнатий Новосильский ум. 1794 году.
  • Иоанн Павлов Павлов ум. В 1810 году.
  • Иаков Павлов Оржевский, студент Воронежской Семинарии, определен в Шелякину в 1794 г. В прихо-расходной книге 1802 года значится: «выдано священнику Якову Оржевскому по мирскому приговору за просвирное печение за 5 лет 13 руб. 50 коп.»
  • Софроний Васильев Васильев. Переведен в Шелякину из села Бабки Павловскаго уезда. В метрических книгах фамилия его встречается в первый раз в 1809 г. В 1813 г. он уже числился заштатным.
  • Косьма Петров Оболенский; из риторики. С 1795 года он был дьяконом в селе Сухой Хворостани Воронежскаго уезда, в 1800 году рукоположен во священника. В клировой ведомости 1818 г. рукою благочиннаго сделана надпись: «Косьма Петров Оболенский штрафован по сказанию его за ссору с товарищем посылкою в монастырь на три месяца и потом переведением в другое место в 1803 году».
  • Илья Федоров Москвин кончил курс в Воронеж. Дух. Семинарии; в 1813 г. определен в село Лиски Острогожскаго уезда, а в 1818 г. переведен в слободу Шелякину; умер в 1835 году.
  • Яков Никонов Мечетский, в школах не обучался, произведен во священника в 1813 году.
  • Василий Алексеев Реполовский.
  • Федор Васильев Карпов, священнический сын. Студент семинарии. В 1825 г. 4 Декабря Преосвященным Афанасием Тамбовским рукоположен во священника. Умер в 1848 году от холеры.
  • Стефан Тимофеев Штанков. Фамилия его в метрических книгах встречается только в 1841 и 1842 годах. Вероятно он перешол в другой приход, так как в третьей части метрических книг «о умерших» имени его не встречается.
  • Леонтий Тарасевский.
  • Петр Иванов Крылов, священнический сын. Окончил в Семинарии курс. В 1832 г. Февраля 28 дня Преосвященным Антонием рукоположен во священника в сл. Шелякину; в 1836 г. 4 Февраля переведен в слободу Харьковскую Бирюч. уезда, а 3 Июля того же года снова перешол в Шелякину.
  • Адриан Стефанов Глаголев, диаконский сын. По окончании курса, в Воронежской Семинарии в 1832 году 2 Февраля Преосвященным Антонием произведен во священника в слободу Борисовку Валуйск. уезда; в 1833 году переведен в слободу Николаевку Бир. уезда, а в 1835 году в сл. Шелякину.
  • Иоанн Семенов Федоров, диаконский сын. По окончании курса в Ворон. Семинарии с 1842 года 24 Апреля Елпидифором, Епископом Острогожским рукоположен во священника в слободу Шелякину.
  • Иаков Адрианов Орлов, диаконский сын. По окончании курса в Ворон. Семинарии в 1833 году произведен во свящ. в слоб. Борисовку Валуйск. уезда; в 1840 году переведен в Сагуны Острогожскаго уезда, а в 1845 году перешол в сл. Шелякину. С 12 Октября 1836 года по 13 Июня 1840 года проходил должность депутата.
  • Василий Васильев Устиновский. С 1861 года по 1864 год был викарным священником.
  • Дмитрий Васильев Федотов; ныне священником в слободе Щербаковой Бирюченскаго уезда.
  • Священник Павел Тимофеев Воскобойников. В Шелякину поступил в 1866 г.; в 1867 г. в слободу Караяшник, а оттуда в слоб. Подгорную (Троицкую церковь), где и ныне священствует.
  • Иоанн Мих. Автономов; в настоящее время священником в слободе Гадючке Богучарскаго уезда.

В настоящее время священники – Тихон Прозоровский, Иоанн Федоров и Алексей Поярков, полезная деятельность котораго выражается между прочим в лечении больных. Скептическое отношение крестьян к земским фельдшерам приводит большую часть больных к этому священнику, тем более, что знакомство его с медициною и запас необходимых медикаментов подняли авторитет его, как человека действительно знакомаго с медициною.

Диаконы:

  • Ефим Захаров Четвергов. В 1784 году произведен во священника и переведен в Ворон. пехот. полк.
  • Стефан Яковлев Аристов, определен в Шелякину в 1785 г.; умер в 1806 году.
  • Пахомий Иванов Попов; в школах не обучался; произведен в диакона в 1803 г., и в 1827 году за старостию уволен от должности.
  • Стефан Стефанов Снесарев; диаконский сын. По исключении из 2 низшаго класса Ворон. Семин. в 1798 году Преосвященным Мефодием был определен в слоб. Ильинку Бирюч. уезда пономарем с безсрочным указом; в 1801 г. Преосвящ. Арсением посвящен в стихарь и переведен в сл. Матрено-Гезеву, а в 1807 г. рукоположен в диакона в сл. Шелякину.
  • Андрей Михайлов Саввин, пономарский сын, в школах не обучался. В 1819 г. определен был сторожем при Ворон. Семинарии; в 1824 г. определен был в Шелякину пономарем с посвящением в стихарь; в 1833 году Преосвящ. Антонием произведен во диакона на пономарской вакансии; в 1836 г. утвержден местным диаконом; в 1843 г. определен нотным наставником; умер в 1848 году.
  • Федор Стефанов Сабинский, священнический сын. По исключении из высшаго отделения воронеж. дух. училища в 1823 г. Преосвящ. Епифанием определен дьячком в село Архангельское Нижнед. уезда; в 1827 г. рукоположен во диакона в сл. Шелякину; в 1839 г. поступил в Валуйский Успенский монастырь.
  • Арсений Иванов Кириллов, священнический сын, исключен из высшаго отделения Бирюч. дух. училища; в 1837 г. определен был пономарем в сл. Ильинку Бирюч. уезда; в 1838 г. переведен в город Верхососенск; в 1839 г. посвящен в стихарь и переведен в село Мокрый Боерак (Иржавец) Задонскаго уезда; в 1854 г. переведен из слоб. Вейделевки Вал. уез. диаконом в сл. Шелякину.
  • Алексей Васильев рукоположен во диакона на пономарской вакансии в 1862 году.
  • Павел Иванов Попов. В метрических книгах в первый раз имя его встречается в 1852 году.
  • Николай Долгополов; с 1867 года.
  • Стефан Стефанов Снесарев, диаконский сын; по исключении из высшаго отделения Бирюч. дух. училища в 1836 г. передан был в Епархиальное ведомство; в 1848 г. рукоположен во диакона в слоб. Шелякину; умер в 1884 году.

<…>

И. Я.

(Воронеж. Епарх. Ведомости №№ 7 – 10, 12 1885 г., неоф. часть)

Текст набран современным шрифтом с сохранением
оригинальной орфографии и пунктуации
монахом Илиёй (Каунниковым)

(74)

Комментирование запрещено