Вечерня и Чин прощения в Свято-Николаевском кафедральном соборе

10 марта — в Неделю Сыропустную, Его Преосвященство, Преосвященнейший епископ Валуйский и Алексеевский Савва возглавил служение Великой вечерни в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Валуйки. Вместе с Архипастырем и клириками кафедрального собора трогательные молитвы почти Великопостного богослужения и Чина прощения разделили благочинные и духовенство Валуйской епархии и прихожане собора. После Вечернего входа вместо обычного вседневного, был совершен торжественный Великопостный прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», а затем впервые в нынешнем богослужебном году своды храма наполнились звучанием великопостного распева.

По отпусте Вечерни владыка Савва обратился к предстоящим в храме со словами поучения о смысле и значении Великого поста и оважности прощения обид, после чего испросил у всех прощения:

«С началом Великого Поста, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы совершили первую постовую службу. И с этого момента будут отсчитываться дни до Праздника Святой Пасхи. Дни, которые по заповеди Бога, по учению наших Святых Отцов  мы призваны наполнить покаянием, делами милосердия, постом и молитвой. Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным. Потому что перед постом очень важно попросить друг у друга прощения. Мы помним – как Евангелие описывает проповедь Христа. Когда Он возвещал приближение Царства Небесного, проповедовал покаяние и отпущение грехов, Ему очень сильно перечили книжники и фарисеи – учителя народа. Которые с виду представляли собой людей праведных, но не понимали смысл покаяния, не понимали смысл нищеты. И они смеялись над Христом. А Христос обличал их в лицемерии, в том, что они не имея любви, не имея покаяния, принимали на себя вид постящихся и молились перед глазами всего народа, напоказ. И сам Христос в Евангелии, и Церковь предостерегает нас от «закваски фарисейской», Церковь наставляет нас вот такими днями общего примирения. Потому что насколько душа больше тела, настолько дела духовные – такие как покаяние и молитва, больше дел телесных – таких как пост и воздержание. И если пост не будет наполнен любовью, милосердием, состраданием – то это не пост, такой пост Богу не угоден. Но пост призван привести нас в сокрушение сердечное, в познание своей немощи и своих недостатков. И если он не достигает этой главной цели, то он Богу не угоден. И поэтому мы, стремясь к высшему подвигу, предваряем дни поста общим примирением друг с другом – без чего мы не можем увидеть Бога и жить с Ним.

В Евангельском учении Спасителя есть фундаментальные истины, четкие ориентиры к спасению. Такие, как молитва Отче наш. «И остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим» — слышим мы ее слов. Мысль о том, что если кто хочет быть от Бога прощен – тот должен простить всех своих врагов, также пронизывает учение Спасителя. Многие другие заповеди обращают наше внимание на то, что мы должны быть милосердны – тогда и Отец Небесный будет к нам милосерд. Что мы должны быть внимательны и помогать друг другу – тогда и Отец наш Небесный поможет нам. И вот в этом состоит суть Евангелия. В основе которого лежит любовь и милосердие к ближним своим, родным и тем, с кем мы живем.

Если мы вспомним Библию, Ветхий Завет – то увидим, какую особую ответственность Бог полагал на плечи Первосвященников, священников и левитов. Мы помним, что Первосвященник иудейский приносил две одинаковые жертвы. Он приносил одну жертву за себя, а другую – за народ. Это говорит о том, что грехи архиереев по своей силе – как грехи всего народа. В Моисеевом Законе также особый груз ответственности за грехи налагался на детей священника – за один и тот же грех простой человек нес гораздо менее строгое наказание, чем сын или дочь священника. Поэтому сегодня, в этот день – Прощеное воскресенье, понимая, что все мы много согрешаем перед Богом, осознавая, что часто священникам труднее спастись, чем мирянам – ведь с этих людей Бог требует намного больше ответственности и любви – я осознавая всю ответственность этого не по силам моим служения, возложенного на меня Богом, осознавая свои грехи, которые превосходят грехи всех, кто предстоит сейчас здесь, хотел бы сегодня заручиться вашей поддержкой и молитвами и попросить у вас прощения – простите меня Христа ради!

Благодатию и щедротами своими Бог да простит и помилует всех нас! Аминь.»

При трогательном пении покаянных Великопостных песнопений подходили к Правящему архиерею священнослужители и миряне, испрашивая прощения и благословения на Великий пост, а затем искренне от души просили прощения друг у друга.

Пресс-служба Валуйской епархии

Фото: протоиерей Димитрий Готовкин

(94)

Комментирование запрещено